Что такое «синдром отличника»?«Синдром отличника», это стремление к
превосходству (прежде всего, в учебе) и завышенные требования — к себе и
другим. Возникает он по разным причинам, а именно:
- «адреналиновая» зависимость от учебы-игры — природные способности
ребенка и его тяга к знаниям превращают учебу в увлекательную игру, в
которой он становится постоянным «призером.
- страх перед порицанием — желание не огорчать родителей и учителей
перерастает дисциплинированность, повышенное прилежание, стремление быть
лучшим учеником;
- комплексы неполноценности, в том числе и связанные с физическим
недостатком, — порождают и усиливают интровертность, которая приводит к
тому, что больше времени человек посвящает учебе или, например,
творчеству, чем общению со сверстниками;
- повышенная потребность в достижениях, одобрении, признании.
Отличником могут руководить сразу несколько из указанных мотивов.
Таким образом, время рождения синдрома отличника — во многом это
детство, поскольку самые яркие впечатления люди получают в «нежном
возрасте».
По мнению Альфреда Адлера, одного из отцов психоанализа, к 10-12
годам у человека формируется самооценка и зависимость от представителей
референтной группы — тех, кто являет собой образцы для подражания.
Вместе с этим у отличника складывается и определенный статус среди
своего окружения, который обычно приводит к принятию роли уважаемого
человека: отличники — гордость класса, школы, семьи. У человека
возникает ощущение безопасности, т. к. любая группа на инстинктивном
уровне охраняет тех, кто может принести ей пользу. Даже школьные
хулиганы понимают — отличники могут подсказать на уроке, дать списать и
пр.
Чем дольше человек сохраняет статус отличника, тем глубже
укореняется его высокая самооценка. Собственно, синдром отличника
начинается с нарастания стереотипов: «Я должен знать лучше других; я
должен уметь лучше других; я должен сделать лучше всех!». Однако не
задумывается, почему непременно должен и, собственно, кому.
Такое повышенное чувство долга порождает сверхактивность с мобилизацией
всех нервных и физических ресурсов. На эмоциональном уровне деятельность
отличника сопровождается позитивными ощущениями только тогда, когда
удовлетворяется его потребность в признании. В результате, как ни
странно, трудно тому, кто лучше всего умеет учиться. Ведь при неудачах
его уязвленное честолюбие не может компенсироваться проявлением других
достоинств. Как следствие — такое патологическое проявление деятельной активности, как трудоголизм. Однако,
есть и сложности, с которыми зачастую сталкиваются как сами отличники,
так и те, кто с ними работает. Перечислим наиболее распространенные из
них:
- завышенные притязания приводят к тому, что многие отличники
торопятся компенсировать свои усилия по приобретению знаний и не видят
стимулов в постепенном карьерном росте. Однако, как сказал американский
менеджер Генри Блок: «Чтобы стать менеджером, нужно начать с самого
низа; исключений из этого правила нет»;
- чрезмерная требовательность (всех меряют по себе и возмущаются теми,
кто не проявляет таких же способностей, рвения и энтузиазма) . В
результате — сложности во взаимоотношениях как с равными по положению,
так и с начальниками и подчиненными. Бывает, что это портит
психологическую атмосферу во всем коллективе;
- высокая обучаемость может приводить к бесконечным увлечениям новыми знаниями и экспериментам, лихорадящим коллектив;
- комплексы, толкающие на достижения, нередко уживаются со «звездной
болезнью». Если руководитель или сотрудники пытаются «поставить на
место» такого человека, то могут вызвать у него депрессию;
- отличник-звезда на руководящей должности, верящий в свою непогрешимость, может злоупотреблять авторитарным стилем управления;
- излишняя самоуверенность влечет и еще одну опасность — переоценку
собственных сил, приводящую отличника-начальника к повышенным и
неоправданным рискам и авантюрам.
Обычно отличники — это сложные личности, и работать с ними непросто.
Еще Аристотель пришел к выводу: «выдающаяся душа не чужда безумия».
Однако при правильном отношении к ним и умении выстроить работу, они,
безусловно, показывают великолепные результаты.
Материал взят с сайта: http://education.israelinfo.ru/articles/1/177
|